Четки и Бусы на Руку Лагеря
Кто он такой
Збигнев Либера — один из самых широко признанных художников польской волны среднего поколения. Его имя всплывает одним из первых, когда говорят о критическом искусстве. Оно не настолько на слуху, как имена его младших коллег Жмиевского, Козыры, Альтхамера или Сосновской, просто потому, что он уже заслуженный «по умолчанию». Либера прошел все стадии становления и развития польского современного искусства как такового и все это время оставался одним из важнейших его героев.
Андеграунд и панк восьмидесятых, анархизм и последующая институционализация девяностых и нулевых — во всем этом он принимал очень активное участие. Либера (и это не псевдоним) полностью отвечает своей фамилии. Всю свою сознательную жизнь он вел активную борьбу за свободу. Сначала за свободу слова и самовыражения, потом за свободу искусства от коррупции институций и — в конце концов — за свободу самоопределения и даже за свободу передвижения и местонахождения. Ради этого он выступал на митингах, печатал листовки с запрещенными призывами, сидел в тюрьме, открыто и провокативно говорил о национализме, создавал альтернативные художественные коммуны. Ради этого собрал рок-группу, работал в психиатрической лечебнице, стал персоной нон грата на польской сцене, переехал в Чехию, открыл два бара для художников, выставочный зал и галерею, жил в Северной Африке и Греции — а сейчас преподает в Академии изящных искусств в Праге, где радикально оппонирует методу Грегора Ковальского, своего легендарного коллеги из Академии изящных искусств в Варшаве.Либера не так обласкан институциями, как его младшие коллеги по польской сцене, поскольку активно вел борьбу с ними в конце девяностых. Обычно, описывая регалии художников, принято говорить, что они поучаствовали в таких-то биеннале. В случае с Либерой все иначе. Его участие в Польском павильоне на Венецианской биеннале 1997 года было отменено по причине кураторской самоцензуры, и благодаря этому он стал еще более известен. Зато он участвовал в важной выставке «После стены», а также в других интересных выставках в Кунстхалле в Висбадене, в Еврейском музее в Нью-Йорке, Художественном музее в Лихтенштейне, в Высшей школе изящных искусств в Париже, а также (все-таки) в основном проекте 45-й Венецианской биеннале.
© Zbigniew Libera / Courtesy of Raster Gallery, Warsaw
Фотография из серии «Позитивы». 2002 – 2003
Что он делаетВ арсенале Либеры есть практически все виды и техники современного искусства. Он делал видео, перформансы, организовывал акции, занимался тем, что позже стали называть практиками участия еще до их официального формирования. Кроме того, он автор многих произведений графики, коллажей и даже скульптуры из конструктора Lego, а также «бумажного дизайна» — проектов предметов, которые никогда не будут воплощены. В каких бы медиа ни выступал Либера, его работы в большинстве своем лучший пример того, что сейчас в Москве иногда называют «протестное искусство». Этот художник всю жизнь занимался в первую очередь выстраиванием альтернативной сцены, даже, говоря шире, альтернативной культуры, которая сначала, в восьмидесятых, стала таковой по отношению к официальной культуре и ассоциировавшемуся с церковью андеграунду, а затем — и к польским институциям, возникшим после вступления страны в Евросоюз.